Божество, на которое нельзя смотреть.

Два месяца назад приснился мне сон, итересен он был тем, что он был в виде документального фильма, небольшой репортаж, рассказанный кем-то очень важным, великим даже. Его голос "за кадром" рассказывал мне историю о том, что во время какой-то эпидемии, случившейся давно, очень много млекопитающих животных погибло, люди в целях профилактики сжигали всех подряд, здоровых и  больных животных. Мимо меня проносятся эпические сцены с многочисленными стадами коров, овец, разных других домашних животных.. Чувство глубокго сострадания бедным существам. Удивление и ужас - всё рассказывается так, будто всё тщательно и долго скрывалось и только теперь стало известно. 

Я вожу палочкой круги в ванной с водой, за палочкой в ванну заходит кролик, коричневый крупный кролик, какой есть у родных. Кролик болен. Он смотрит жалобно на меня и кладёт голову под воду, как бывает, когда человек кладёт свою голову на плаху. Кролик кладёт голову под воду на дно ванны и утопляется. 

Когда записывала сон, первое, что вспомнилось, что там было божество, на которое нельзя смотреть. 

 

Я рада оживлению форума новыми снами - вашими и других сновидцев)

Я (бы) обратила внимание на то, что в первой части происходит коллективное действие людей (человечества), а вторая часть касается личной, более интимной стороны души (действие происходит в ванной). Документальный репортаж можно связать с исторической травмой, эта тема подается во сне отстраненно, сновидец является только зрителем, который посвящается в коллективную травму геноцида, когда жертвы приносятся напрасно и жестоко - из страха болезни, смерти, распада. Голос, звучащий за кадром, мог бы исходить из архетипа мудреца, учителя или это даже трансцендентное проявление Самости. 
Вторая часть - ваша личная история, касающаяся личного бессознательного (кролик - знакомый, как у людей из вашего рода). Кролик - домашнее животное, отражающий чувствительность и привязанность, словно какая-то часть вашей личной чувствительной природы, "внутренний ребенок", под давлением обстоятельств была принесена в жертву ради безопасности или убеждений, и вы не в силах были его спасти, но он как бы призывал вас стать свидетелем этой жертвы. Смерть кролика напоминает ритуальную смерть, когда жертвы шли на нее покорно, бессловесно. Млекопитающие - символ инстинктивной, материнской природы, кролик - еще символ плодовитости. Ванная - и купель, где купают младенцев и также совершается крещение, и погребение - место перехода. Вода может как оживлять, так быть и символом смерти, поэтому погружение кролика в воду очень символично. Погружение в воду - движение от экстраверсии к интроверсии.  Божество, на которое нельзя смотреть прямо - архетипический мотив (Яхве, медуза Горгона и другие) тоже указывает на сакральность жертвоприношения, требующую почтения. Как будто ваша душа ищет точку зрения, с которой можно взглянуть на травму, но при этом не разрушиться, а исцелиться. Вождение палочкой по воде кругов - бесконечный цикл, символ самости, палочка - магический жезл.

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Какой интересный сон! 

Интересно также, что в первой части животных сжигали (действительно, больше похоже на жертвенный очистительный огонь), во второй кролик и вода. Кролик связан со стихией воды и будто возвращается обратно (в первозданную воду, хаос). Как и божество, на которое нельзя смотреть, может означать опасность, которую хранит в себе первозданный хаос. Все выходит из хаоса и возвращается туда же, обновляется и снова выходит

Это удивительно, но вот только что, читая Элиаде, я наткнулась на его ссылку по поводу жертвоприношения "вслушатесь в слова Яхве, переданные Исайей: "к  чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев, и козлов не хочу..."

Может, с моей стороны это будет довольно смелое высказывание, заранее прошу прощение за свою мысль) Однако после язычества запад встал на путь христианства, кролик (заяц) по многом являет собой символ язычества, проникшего в христианство. Это поразительно, мне недавно снился также сон о выпотрошенном кролике, огненном символе и черепахе как символе хаоса во второй части сна.. Лично мне кажется, что погибший кролик являет собой "закат" христинской мысли, возврат к хаосу, кризису религии и верований человка западного типа мышления. 

Вот еще у Элиаде: "Конфликт между религиозными силами совершенно различных порядков: с одной стороны - это древние космические иерофании, а с другой - священное, выступающее в образе Личности... 

Сейчас человек отрицает многое и прячет то, что ему стало "неудобно"...

Автор: Anhe0519, 02/06/2025 - 16:06 #213429

к  чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев, и козлов не хочу..."

Спасибо за интересные комментарии и цитаты!  Это очень интересная тема для размышлений, про конфликт между религиозными силами внутри человека. В последнее время задумываюсь о цели индивидуации и о природе Самости. "Какому Богу я поклоняюсь?". 

Автор: Anhe0519, 02/06/2025 - 11:06 #213428

Как и божество, на которое нельзя смотреть, может означать опасность, которую хранит в себе первозданный хаос.

Вот это как раз вопрос, который занимает, Юнг тоже об этом говорил, что творец не только созидающий, но и разрушающий. Божество опасное, т.е. и Самость внутри каждого человека несёт не только защиту, но и опасность. 

Спасибо за интересный комментарий! Действительно, переход от коллективного к индивидуальному заметен. 

Автор: Профессор Овца, 02/06/2025 - 01:06 #213423

Как будто ваша душа ищет точку зрения, с которой можно взглянуть на травму, но при этом не разрушиться, а исцелиться

Можно сказать, сознание ищет безопасное место, с которого оно могло бы смотреть вглубь себя, без страха встретиться с "финальным боссом")

Вождение палочкой как ритуальное действие, создание образов, как ведьмы которые мешают зелье в котелках.

Возможно, этот сон как отражение моего вопроса "невидимому божеству" о смысле жертвоприношений.  Или вопрос к себе, чем я готова пожертвовать и ради чего, может переоценка ценностей. 

Может быть, известные вам вещи напишу. Слово "религия" происходит от древнего греческого "религаре" - связь, речь о восстановлении связи с Богом, утраченной человеком, отсюда и жертвоприношения - умилостивление высших сил. Для самого божества смысла в жертвоприношении животных нет, но люди так думали, что так можно снискать благосклонность богов. В христианской религии Бог сам воплощается и приносит в жертву Себя, восстанавливая через нее связь с человеком. Если говорить о простых вещах, когда люди совершают выбор, то всегда чем-то жертвуют - от чего-то отказываются для следования другому пути, получения чего-то другого исходя из своих ценностей и критериев того, что правильно для них. В сюжете вашего сна для людей было правильно сжигать животных ради сохранения жизни своего вида. Символически - вытеснять, подавлять свою низшую, инстинктивную природу, тем самым теряя связь со своим первобытным происхождением и богами. И почему-то это долго скрывалось, то есть связано с коллективным стыдом. Возможно, в индивидуальном плане эта природа в образе кролика обращалась к вам как отдельному представителю с мольбой о спасении - обратить внимание. Кролик ещё и пасхальный образ на Западе (хотя не помню, почему так сложилось).

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Автор: Профессор Овца, 03/06/2025 - 00:06 #213433

. Кролик ещё и пасхальный образ на Западе (хотя не помню, почему так сложилось).

Я тоже этим заинтересовалась, и мои "расследования" привели меня к моему любимому Древнему Египту (хотя связь, возможно, не прямая)

пасхальный кролик... Есть мнения (Адольф Хольцман), что заяц был священным животным англосаксонской богини Остары. Плутарх, например, считал, что заяц был гермофрадитом. Идея о том, что заяц может размножаться без потери девственности, привела к ассоциации с Девой Марией и зайцами, иногда появляющимися в иллюминированных рукописях и североевропейских картинах Девы Марии и младенца Христа . Он также мог быть связан со Святой Троицей, как в мотиве трех зайцев. В греч.мифологии  заяц являлся символом богини Афродиты. В Д.Египте богиня Унут с головой зайца (она же и змея, и львица, что нормально для Египта), владычица города Гермополя провинции Заячий ном. 

Гермополь являлся важнейшим культурным, религиозным центром Д.Египта. В греко-римское время город был популярен, в городе построены храмы Сераписа, Афродиты, Афины. Там же (сейчас это Эль Минья) нашла укрытие Мария с младенцем Иисусом. Гермополь на протяжении всей истории христианства был епархией Римско-католической церкви. То, что христианство зрело (как гусеница  в коконе- копты) в Египте, это несомненно. Многие европейские ценности берут начало в Египте.

В иудаизме кролики могут нести положительные символические значения, как львы и орлы. Например, есть изображение двуглавого орла, держащего в когтях двух коричневых кроликов, не причиняя им вреда. 

Да, это всё понятно...Сон снился перед пасхой, шоколадные кролики уже лежали на полках магазинов) и в местных новостях мне попалась тогда статья, объяснявшая новую, сидячую форму кролика, а не стоящую, как обычно. Мне она показалась странной, вернее, удивил интерес потребителей к измененной форме шоколадного лакомства. 

 

Кролик во сне это в любом случае какая-то добровльная жертва. Около года назад я ознакомилась на официальном сайте со статистикой животных, используемых в научных экспериментах. Меня тогда шокировали цифры, до 6-ти миллионов в год по ЕС.

Да, интересная связь. А я "расследую" дело об источниках идей Платона. Недавно услышала, что он обучался в Египте. 

Открылся сейчас дневник на записи от 06.09.2024, в виде диалога:

 

"- В науке мыши отдаются в жертву. Выращивают семьи в клетках, изменяя гены, растят для опытов, чтобы на них учиться, увидеть разницу в молекулах и лечебных средствах. Достигнут человеком компромисс – пять или десять мышиных жизней стоят ответов на вопросы. .

- Тайна. Жажда познания велика...

- Да..  А в жизни – кого мы в жертву отдаём ради своих открытий? Чем мы готовы жертвовать ради обретения себя?

-Готов ли ты оставить ложного себя? Во благо истины? Кто смелый? Кто первый голову сложить готов на плаху? Нет? Поверь, проблемы все в твой лишь голове).

---

 

Anhe, очень интересный экскурс в кроличью историю, спасибо. Богатый символ. Был ещё Кролик-прокрастинатор (у Льюиса Кэрола), который опаздывал на чаепитие, и привел Алису в страну чудес.

Ирина, лабораторным животным - мученикам науки люди даже воздвигли памятник и не один. Хотя это и не добровольная жертва для них. 

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Автор: Профессор Овца, 04/06/2025 - 01:06 #213444

Был ещё Кролик-прокрастинатор (у Льюиса Кэрола),

O, наверное это и есть мой кролик)

памятники животным это только для утешения самих людей... 

Конечно, мне тоже их жаль. Может быть, неслучайно сейчас государства стали ограничивать опыты над животными, закрывая лаборатории?

Вы интересную тему подняли - о жертве и жертвоприношении. Вспомнился одноименный фильм Тарковского к теме, по имя чего приносится жертва. Также вспомнось, что Юнг в Психологических типах, Психологии и алхимии и др. книгах писал о жертвоприношении интеллекта (sacrificium intellectus) , и как о противоположном действии - жертвоприношении чувств. Это целая тема.

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Может,странно ,но моя дипломная работа - жертвоприношения как феномен... я много исследовала,это неисчерпаемая тема.. главное в жертвоприношении как таковом ( при явном присутствии жреца / жертвоподателя и жертвы это ( грубо) даю тебе,чтобы ты дал...

Мой профессор спросил: судя по твоей работе, мы живём в селе нлн везде присутствуют жертвы ".. да,это в принципе так и есть

 

Сорри за опечатки ,телефон жутко тупит )

Ох...так много хотелось бы рассказать )))

Автор: Профессор Овца, 05/06/2025 - 11:06 #213460

Юнг в Психологических типах, Психологии и алхимии и др. книгах писал о жертвоприношении интеллекта (sacrificium intellectus) , и как о противоположном действии - жертвоприношении чувств. Это целая тема.

Надо бы вспомнить в контексте его книг. Я понимаю это как добровольное желание отдачи, как в каббале "отдача ради отдачи", жертва не ради получения выгоды от богов, а как внутренняя потребность в любви, принятии..

"даю тебе, чтобы ты дал" - явно торговый взаимовыгодный обмен

"Скажи мне, пожалуйста, как мне достичь вершины горы Фудзи?", — спросила улитка с надеждой в голосе.

Автор: Anhe0519, 05/06/2025 - 20:06 #213461

Мой профессор спросил: судя по твоей работе, мы живём в селе нлн везде присутствуют жертвы ".. да,это в принципе так и есть

Всё зависит от перспективы, какими глазами смотреть. Мы зависим друг от друга, но если бы весь мир был построен только на эгоизме, мы бы уже вымерли) Или мы выжили только благодаря отдаче ради получения? (надо подумать))

Эгоизм, как и альтруизм - инстинкты, наша природа. Если оглянуться вокруг, то доброта, она всегда видна, она в мелочах, сделанных с любовью)) в улыбках, в отношении родителей к детям (обычно), в отношении профессионала к своей работе... 

Автор: Профессор Овца, 05/06/2025 - 11:06 #213460

Может быть, неслучайно сейчас государства стали ограничивать опыты над животными, закрывая лаборатории?

Может быть усилилось давление общественности и защитников животных...Но пока без животных в исследованиях обойтись невозможно..

Сама тема жертвы и жертвоприношений неразрывна с верой и религией, т.е. нашей психической реальностью..В общем это тема ценностей. Отчего возникла вера в то, что можно получить, отдав?

Вот опять таки, у Элиаде есть интересные отрывки об этом. Все идет от первопредков, которые получили от богов некие "ценности". Они получили все - от способов выращивания растений, охоты, плодов с деревьев, и пр.. За это богам нужны жертвы. Обычно это что-то первое - первый урожай, первый кусок мяса и пр.. 

Также везде в мире духи злые или добрые, чтобы злые не пакостничали, их надо задабривать. Чтобы дом не рухнул, первый кирпич надо осветить... И так все повсеместно. Это мифологическое мышление - наш фундамент, как я считаю, поэтому неудивительно, что даже в наш мир так много суеверий. 

 

жертвоприношение как благодарность богам, может ещё через отдачу чего-то первого человек "защищает" себя от  привязки к этим ценностям, не присваивая их себе. но опять же, важно отношение, если есть ощущение сакрального, от уважения до благоговения, то человек признает свою подчинённость, смирение..